Необходимое условие обеспечения здоровья детей, а также их способности к обучению во все возрастные периоды жизни — правильное питание. Растущему организму свойственна высокая потребность в пище и повышенный обмен веществ (по сравнению с взрослыми в два раза). Кроме того, у детей несовершенная система пищеварения, этот фактор надо также учитывать при планировании питания в общественных дошкольных учреждениях и образовательных организациях.
Трудности в организации рационального детского питания
Широкомасштабные исследования, проведенные специалистами ФГБНУ «НИИ питания» и другими медицинскими учреждения страны, указывают на значительные недостатки в пищевой культуре детей разного возраста.
Были выявлены серьезные проблемы:
- избыточное потребление сладостей, кондитерских изделий, продуктов с высоким содержанием соли и жиров;
- дефицит микронутриентов, в частности β-каротина, витаминов C и группы B, железа, кальция, йода;
- низкое употребление ПНЖК (особенно семейства омега-3) и пищевых волокон.
В результате у детей и подростков отмечается высокая частота заболеваний желудочно-кишечного тракта, нарушений обмена веществ, приводящих к ожирению и анемии. Распространенность проблемы избыточной массы тела среди дошкольников и школьников составила 19,9 %. А 5,6 % детей страдают ожирением.
Рекомендации по организации здорового детского питания
Основные принципы правильного питания играют важную роль алиментарного фактора в поддержании детского здоровья:
- оптимальная энергетическая ценность рационов, отвечающая энергозатратам детей в зависимости от их возраста и физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии. При составлении меню в школе или детском саду рекомендуется ориентироваться на нормативы, содержащиеся в методическом документе МР 2.3.1.2432-08;
- сбалансированность рациона по всем незаменимым и заменимым пищевым факторам, в том числе по белкам и аминокислотам, жирным кислотам, пищевым жирам, витаминам, минеральным солям и микроэлементам;
- максимальное разнообразие продуктов в меню, являющееся ключевым условием поддержания его сбалансированности;
- оптимальный режим питания, учитывающий особенности распорядка дня;
- адекватная технологическая обработка продуктов в соответствии с требованиями СанПиН. Рациональные способы приготовления блюд, обеспечивающие сохранность исходной пищевой ценности и высокие вкусовые качества;
- поправки с учетом индивидуальных особенностей детей, в том числе непереносимости некоторыми из них отдельных продуктов и блюд;
- обеспечение санитарно-гигиенической безопасности технологических и кулинарных процессов. Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к состоянию пищеблока. Контроль за транспортированием, хранением и приготовлением поставляемых продуктов питания, а также за раздачей блюд.
В соответствии с указанными принципами рационы питания дошкольников и учащихся должны включать все основные группы продуктов:
- молоко и молочные продукты;
- рыбу и рыбопродукты;
- мясо и мясопродукты;
- яйца;
- пищевые жиры;
- фрукты и овощи;
- крупы, бобовые и макаронные изделия;
- хлеб и хлебобулочные изделия;
- кондитерские изделия и сахар.
Только при таком подходе можно обеспечить детей всеми необходимыми пищевыми веществами. Если исключить из рациона те или иные группы продуктов, можно столкнуться с нарушениями в состоянии здоровья. Также на детский организм негативно влияет избыточное потребление каких-либо отдельных продуктов.
Детям не рекомендовано включать в рацион продукты, содержащие значительные количества соли и жира, эфирные масла, облигатные аллергены:
- жирные сорта говядины, свинины и баранины;
- копченые колбасы;
- закусочные консервы;
- хрен, черный перец, горчицу и некоторые другие специи.
Основные медико-биологические требования для создания сбалансированного рациона
Детский режим питания должен включать в себя завтрак и обед, которые обеспечивают 20-25 % и 30-35 % суточной потребности в энергии соответственно. По содержанию углеводов, белков и жиров, минеральных солей, витаминов и микроэлементов утренний и дневной приемы пищи в совокупности должны обеспечивать 55-60 % рекомендуемых суточных норм потребности.
Рационы дифференцируются по энергетической ценности, содержанию БЖУ, витаминов и минеральных солей, микроэлементов в зависимости от возраста детей:
- от года до 7 лет;
- от 7 до 11 лет;
- от 11 до 18 лет.
Требуется соблюдение режима питания:
- первый прием пищи — перед уходом в детский сад или школу;
- второй завтрак, необходимый для восполнения запасов пищевых веществ и компенсации энергозатрат в процессе интенсивного обучения, — в 10-11 часов утра;
- обед — дома или в образовательном учреждении;
- полдник и ужин — не позднее чем за два часа до отхода ко сну.
Меню должно учитывать рациональное распределение энергетической ценности по приемам пищи.