Меню
Оставить заявку

Организация питания детей

Необходимое условие обеспечения здоровья детей, а также их способности к обучению во все возрастные периоды жизни — правильное питание. Растущему организму свойственна высокая потребность в пище и повышенный обмен веществ (по сравнению с взрослыми в два раза). Кроме того, у детей несовершенная система пищеварения, этот фактор надо также учитывать при планировании питания в общественных дошкольных учреждениях и образовательных организациях.

Трудности в организации рационального детского питания

Широкомасштабные исследования, проведенные специалистами ФГБНУ «НИИ питания» и другими медицинскими учреждения страны, указывают на значительные недостатки в пищевой культуре детей разного возраста.

Были выявлены серьезные проблемы:

  • избыточное потребление сладостей, кондитерских изделий, продуктов с высоким содержанием соли и жиров;
  • дефицит микронутриентов, в частности β-каротина, витаминов C и группы B, железа, кальция, йода;
  • низкое употребление ПНЖК (особенно семейства омега-3) и пищевых волокон.

В результате у детей и подростков отмечается высокая частота заболеваний желудочно-кишечного тракта, нарушений обмена веществ, приводящих к ожирению и анемии. Распространенность проблемы избыточной массы тела среди дошкольников и школьников составила 19,9 %. А 5,6 % детей страдают ожирением.

Рекомендации по организации здорового детского питания

Основные принципы правильного питания играют важную роль алиментарного фактора в поддержании детского здоровья:

  • оптимальная энергетическая ценность рационов, отвечающая энергозатратам детей в зависимости от их возраста и физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии. При составлении меню в школе или детском саду рекомендуется ориентироваться на нормативы, содержащиеся в методическом документе МР 2.3.1.2432-08;
  • сбалансированность рациона по всем незаменимым и заменимым пищевым факторам, в том числе по белкам и аминокислотам, жирным кислотам, пищевым жирам, витаминам, минеральным солям и микроэлементам;
  • максимальное разнообразие продуктов в меню, являющееся ключевым условием поддержания его сбалансированности;
  • оптимальный режим питания, учитывающий особенности распорядка дня;
  • адекватная технологическая обработка продуктов в соответствии с требованиями СанПиН. Рациональные способы приготовления блюд, обеспечивающие сохранность исходной пищевой ценности и высокие вкусовые качества;
  • поправки с учетом индивидуальных особенностей детей, в том числе непереносимости некоторыми из них отдельных продуктов и блюд;
  • обеспечение санитарно-гигиенической безопасности технологических и кулинарных процессов. Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к состоянию пищеблока. Контроль за транспортированием, хранением и приготовлением поставляемых продуктов питания, а также за раздачей блюд.

В соответствии с указанными принципами рационы питания дошкольников и учащихся должны включать все основные группы продуктов:

  • молоко и молочные продукты;
  • рыбу и рыбопродукты;
  • мясо и мясопродукты;
  • яйца;
  • пищевые жиры;
  • фрукты и овощи;
  • крупы, бобовые и макаронные изделия;
  • хлеб и хлебобулочные изделия;
  • кондитерские изделия и сахар.

Только при таком подходе можно обеспечить детей всеми необходимыми пищевыми веществами. Если исключить из рациона те или иные группы продуктов, можно столкнуться с нарушениями в состоянии здоровья. Также на детский организм негативно влияет избыточное потребление каких-либо отдельных продуктов.

Детям не рекомендовано включать в рацион продукты, содержащие значительные количества соли и жира, эфирные масла, облигатные аллергены:

  • жирные сорта говядины, свинины и баранины;
  • копченые колбасы;
  • закусочные консервы;
  • хрен, черный перец, горчицу и некоторые другие специи.

Основные медико-биологические требования для создания сбалансированного рациона

Детский режим питания должен включать в себя завтрак и обед, которые обеспечивают 20-25 % и 30-35 % суточной потребности в энергии соответственно. По содержанию углеводов, белков и жиров, минеральных солей, витаминов и микроэлементов утренний и дневной приемы пищи в совокупности должны обеспечивать 55-60 % рекомендуемых суточных норм потребности.

Рационы дифференцируются по энергетической ценности, содержанию БЖУ, витаминов и минеральных солей, микроэлементов в зависимости от возраста детей:

  • от года до 7 лет;
  • от 7 до 11 лет;
  • от 11 до 18 лет.

Требуется соблюдение режима питания:

  • первый прием пищи — перед уходом в детский сад или школу;
  • второй завтрак, необходимый для восполнения запасов пищевых веществ и компенсации энергозатрат в процессе интенсивного обучения, — в 10-11 часов утра;
  • обед — дома или в образовательном учреждении;
  • полдник и ужин — не позднее чем за два часа до отхода ко сну.

Меню должно учитывать рациональное распределение энергетической ценности по приемам пищи.